Глава: "Как лечились Древние Египтяне"


КАК ЛЕЧИЛИСЬ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ


     Размышляя над результатами медицинских исследований Цилиндров Фараона, я неоднократно задавал себе вопрос: служили ли они египтянам в качестве медицинского средства или их предназначение было иным, а целительные свойства - лишь побочный эффект чего-то еще более значительного? Сам я склоняюсь в пользу второй версии применения Цилиндров.
     И все же мне было интересно узнать: что именно знали и умели древнеегипетские врачи.
     Геродот, который один раз уже открыл мне глаза на возможный путь проникновения египетских знаний на Кавказ, пишет: "Каждый (египетский - авт.) врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые - внутренние болезни." Авторитет египетских врачей был настолько высок, что владыки соседних стран часто приглашали их в качестве личных лекарей. Персидский врач Кир обратился к фараону Амасису с просьбой прислать ему "лучшего в целом Египте" глазного врача. Существует легенда, рассказывающая о том, что позднее именно этот специалист по глазному делу имел настолько большое влияние на царя Камбиза, что именно он сумел убедить своего владыку начать вторжение в Египет. Окулист был не единственным египетским врачом при Камбизе. "Великим врачевателем" при своей особе персидский царь назначил жреца Уджагорресента, оставившего нам позднее свою краткую автобиографию.
     Первым делом я обратился к древним египетским мифам, легендам и сказкам, долетевшим до нас из глубины веков в религиозно-магических текстах и пересказах античных авторов. Всем, кто хочет ощутить странный, во многом иррациональный для нашего сознания мир жителей страны пирамид, я рекомендую открыть книгу мифов Древнего Египта. Многое в них непривычно для человека конца XX столетия, но удивительная поэзия, звучащая в этих, может быть, самых древних сказаниях, безусловно, не оставит вас равнодушными.
     "Прекрасный Гор вышел на бой против Сетха, убийцы его отца, и во время сражения жестокий враг выбил Гору один глаз. Но сын Осириса все же победил Сетха, ибо добро всегда побеждает зло. Когда же Исида увидала его страшную рану, она прижала голову сына к своей груди, и сердце ее сжалось от боли, как сжимается сердце и у матери простого смертного, когда она держит на руках свое страждущее дитя. И подумала тогда Исида: "Как легко нанести рану, но как трудно ее залечить!" И из глаз ее заструились слезы. Слезы эти, одна за другой падали на землю, и всюду, где они упали, выросли вот эти целебные травы".
     Так словами героини своей художественной книги "Уарда" немецкий ученый-египтолог пересказывает один из мифов о боге Горе - сыне всемогущего Осириса.
     Египетские боги могли умирать и снова воскресать. Они владели чарами, способными отгонять болезни и оживлять мертвых. "Чтобы оживить мумию, подносят к ее ноздрям покрывало, которое производит дуновение ветра". (Г. Масперо.)
     Загадочно, не правда ли? Гастон Масперо - выдающийся французский египтолог, чье имя связано с сенсационной находкой 32 мумий самых могущественных владык Древнего Египта. Среди них были и останки Рамзеса II, прозванного Великим. Это он с сильным отрядом воинов побывал на берегах Черного моря за полтысячелетия до знаменитого плавания Язона в Колхиду за Золотым руном.
     Кстати, дуновения, пульсации, колышущийся мириадами ритмов океан нашей с вами жизни во многих доктринах Посвященных сливаются в понятие Единого Космического дыхания Божества.
     Согласно другому мифу, дочь великого Ра - богиня Хатор лечила ослепшего Гора молоком газели, причем тот мгновенно прозрел.
     При случае боги могли даровать простому человеку и бессмертие. Так, однажды Исида полюбила младенца - царского сына и пожелала поднять его до ранга богов. "Она кормила его не грудью, а давала сосать палец своей божественной руки. По ночам же она опускала маленького царевича в волшебное пламя, которое разводила в очаге, и огонь сжигал смертные части его тела. Пока ребенок лежал в огне, Исида, превратившись в ласточку, с плачем летала вокруг вересковой колонны" (И.В. Рак, "Мифы Древнего Египта"). К сожалению, сделать ребенка бессмертным в этот раз Исиде не удалось. Мать ребенка, царица Астарта, заглянула в дверь во время свершения таинства и, увидев объятое пламенем дитя, испустила душераздирающий крик, чем навсегда лишила младенца возможности обрети бессмертие.
     Да, боги умели многое. Но то - боги. А что же простые смертные? Первое же знакомство с рецептурой египетских врачей убедило меня в том, что страждущие иногда претерпевали не меньше страданий, чем сын Астарты в волшебном огне Исиды. Как, например, вы отнесетесь к такому лекарству.
     "1/32 хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, кровь кузнечика, свиные зубы, протухшее мясо, испорченный жир, выделения из свиных ушей, экскременты и моча различных животных, моча женщин" и т.п.
     А если я возьму не 1/32 хвоста мыши, а одну тридцать третью? Лекарство не будет действовать? Здесь, несомненно, мы имеем дело с медициной, тесно переплетенной с магическими представлениями о ней. Основные сведения о болезнях и лекарственных средствах против них мы имеем из 10 медицинских папирусов, носящих имена их первых владельцев (Херст, Смит, Битти, Карлсберг) или названий местности, где она были найдены (Кахунский, из Рамессеума). Три из них носят имена городов, в музеях которых они хранятся (Лейденский, Лондонский, Берлинский). Десятый из них был впервые опубликован Георгом Эберсом, за что и носит название папируса Эберса. Нашли его в 1872 году в одной из гробниц в Фивах. Возраст его насчитывает около 3500 лет. Объем этого медицинского труда составляет 108 листов, а общая длина - 20, 5 метров. Помимо множества рецептов для лечения различных болезней папирус Эберса содержит даже косметический раздел, в котором рекомендуются средства для избавления от морщин, усиления роста волос, удаления родинок и даже изменения цвета кожи. Каждый рецепт сопровождается соответствующим магическим заклинанием, без которого он не действует. Почти все лекарства имеют сложную рецептуру и десятки (до 37) составных частей. Как правило, это настои на пиве, меде или молоке.
     Помимо необычных составляющих (мышиные хвосты, части тела и экскременты червей, свиней, коз и т.д.) в папирусе рекомендуются и хорошо знакомые нам лук и чеснок, а также виноград, дыня, огурцы, папирус, лотос, финики и прочие растения, обладающие лекарственными свойствами.
     А как в Древнем Египте определяли пол ожидаемого ребенка? Отвечая на этот вопрос, Берлинский папирус рекомендует смочить зерна пшеницы и ячменя мочой беременной женщины. Проделав это, внимательно проследите за тем, какие из зерен прорастут раньше: если первым прорастает ячмень - у вас родится мальчик, если пшеница - будет девочка.
     Уринотерапия, вообще, широко использовалась в Древнем Египте, особенно моча беременной, родившей или менструирующей женщины. Применялась также и моча различных животных. Некоторые из рецептов хорошо знакомы. Например, ингаляция паром, который вдыхался через тростинку. При этом использовались два загадочных растения - "гем" и "эмем", подогреваемые в горшке на горячих камнях.
     Для лечения желудочных заболеваний египтяне употребляли настои касторки, косточек фиников, кориандра. В лекарственные смеси входили и минеральные вещества: железо, медь, сера, сурьма, сода, алебастр, глина, селитра. При составлении лекарства учитывался возраст больного, а также суточное и даже годовое время их приема: "Другое для живота: частей касторового растения - 1/4, фиников - 5/2, кипрской травы - 1/16, кориандра - 1/16, жидкого пива - 10. Ночью, когда выпадет роса, смешать и пить четыре дня". (Папирус Эберса).
     Начинается папирус Эберса торжественными словами, определяющими статус врача в Древнем Египте: "Я вышел из Гелиополя с вельможами великого дома, владыками магической защиты, царями веков. Я вышел из Саиса с матерями богов... у меня изречения, составленные вседержителем, чтобы прогнать болезнь, что от бога и богини, смерть мужскую и женскую. Ко мне относится сказанное: "Я защищаю его от врагов, руководитель его Тот, податель слов, творец книг, дающий славу премудрым и врачам, своим последователям, освобождающий тех, кого любит бог и дает им жить". Я любим богом - да даст он жить и мне".
     Конец папируса содержит учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце.
     "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...
    " Не менее серьезные познания имели египтяне и в области хирургии. Так, знаменитый хирургический папирус Смита, длиной 5 метров, содержит описание 48 видов травм и способов их лечения. Включены травмы костей черепа, повреждения мозга, позвоночника, грудной клетки, горла, ключиц и мягких покровов. В этом же папирусе сообщается о случае падения человека с большой высоты. Несчастный остался жить, но его голова вошла в плечи, в трех местах был сломан позвоночник, а один из позвонков вдавился в другой. Результатом падения была потеря слуха и речи, а так же полный паралич конечностей.
     Еще одно древнейшее сообщение о внезапном несчастном случае содержится на стене гробницы вельможи Уашпта - судьи и главного архитектора фараона Нефериркара (5 династия). Нефериркара вместе с придворными инспектировал постройки, возведенные под руководством Уашпта. Удовлетворенный увиденным, он обратился к своему архитектору со словами благодарности. Увы, тот его уже не слышал. Сильно переволновавшегося беднягу хватил то ли инсульт, то ли инфаркт. Так он и скончался, не приходя в сознание. Не помогли ни жрецы, ни принесенные в спешке медицинские книги. Опечаленный фараон повелел устроить похороны Уашпта за свой счет.
     Надо сказать, египетские врачи были весьма честны со своими пациентами. Больному сообщалась одна из трех формулировок, определяющих мнение врача о его болезни: 1. Болезнь, которую я буду лечить. 2. Болезнь, с которой я буду бороться. 3. Болезнь, которую нельзя вылечить.
     Особый интерес вызывают изображения хирургических инструментов из храма в Ком-Омбо. Лопаточки, скальпели, весьма похожие на современные, зубчатые ножи, что-то еще очень напоминающее ножницы, колючий овальный предмет - возможно, скребок. Загадочный предмет цилиндрической формы (правда, единственный) с тремя полосками на боку. Словом, большой набор разнообразных инструментов, составляющий арсенал египетского хирурга. С помощью этих пилящих и режущих предметов египетские врачи совершали довольно сложные хирургические операции. Исследования человеческих черепов того времени показали, что они носят следы операций по удалению гноя при воспалении надкостницы. Египетские дантисты практиковали и протезирование - скрепляли золотой проволокой шатающиеся зубы.
     Хорошее знание египтянами устройства и особенностей человеческого организма было, безусловно, связано с искусством мумифицирования - существенной части подготовки к загробной жизни. Причем, самих способов бальзамирования было три: дорогой - для знатных египтян, подешевле - для среднего сословия, и самый дешевый - для простых людей. Вот что пишет о бальзамировании Геродот: "Сначала извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой (смола аравийского мирта), касией (дикая корица) и прочими благовониями, кроме ладана, и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты вискозного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.
     Таким образом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны приходится выбирать второй способ бальзамирования, то поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо, так, что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают (родным), больше уже ничего с ним не делая.
     Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным".
     Египетские мумии... Вот золотоволосый Рамзес II, вот фараон Мернепта... А вот римская девочка, умершая в Египте. После бальзамирования ее тело было покрыто тончайшими листками золота. Какие мысли, чувства таились за этой навек застывшей оболочкой? Каким был их духовный мир?
     По преданию, у истоков египетской медицины стоял великий ученый, человек-бог, Гермес Трисмегист. Одна книга, которую он завещал людям, носила название "Священной книги Тота". Тот - бог мудрости, счета и письма. Позднее греки отождествляли его с самим Гермесом. "Священная книга Тота" содержала тайны Жизни и Смерти, и, как передает легенда, бережно хранилась в золотом ящике во внутреннем святилище храма. В годы великих смут и социальных потрясений ее спрятали посвященные, и с тех пор она передается ими из рук в руки на протяжении тысячелетий. Открыть для себя этот бесценный манускрипт может лишь тот, кто внутренне подготовлен к принятию Истины. Практически все философские доктрины (кроме материалистической) утверждают, что физическое тело человека есть лишь малая часть чего-то неизмеримо большего, и это большее - истинная суть человека, его душа, неразделимо связанная с Богом и со всем сотворенным им миром - Космосом. Современная медицина почти полностью игнорирует эту сложнейшую связь и часто лечит лишь видимые проявления. Между тем, "болезнь - неестественное состояние, которое является свидетельством рассогласования между органами тела. Нельзя восстановить здоровье, пока не восстановлена гармония. Выдающейся заслугой герметической медицины является осознание того, что причинами физической болезни являются духовные и психофизические расстройства. Соответствующая терапия широко использовалась со значительным успехом жрецами - лекарями античности". (Мэнли П. Холл).
     Итак, путь к здоровью - в гармонии души и тела, человека и окружающей природы. Этой простой истине уже многие тысячи лет. Я далек от мысли о том, что Цилиндры Фараона способны заменить собой титаническую работу души на пути к единению личности со всем остальным миром. Возлюби ближнего, как себя самого - такое высокое состояние души не достигается в мгновение ока. И тем более, не моделируется прибором. Но когда человек встает с постели после тяжелой болезни или перелома, ему необходима палка, посох для того, чтобы легче было ходить. По-видимому, Цилиндры Фараона как раз и играют роль такого посоха на пути к выздоровлению души и тела. По мнению доктора мед. наук М.А.Бланка, Цилиндры Фараона, гармонизируя общее состояние организма человека, способствуют тому, что организм сам начинает лучше справляться со своими проблемами. Было бы очень важно ответить на вопрос: продлевают ли Цилиндры Фараона жизнь? В общем, в какой-то мере это делает любое лекарство, ибо не будешь лечиться - быстрее уйдешь в мир иной. Стоит обратиться к истории царствующих династий Древнего Египта. Года жизни и смерти, а также время правления великих владык, увы, очень неточны. Кроме того, кто-то из них, наверняка был убит или отравлен. Средняя продолжительность жизни простых египтян была очень невелика. По осторожным оценкам - менее трех десятков лет. Но вот среди фараонов встречаются настоящие долгожители. И среди них пальму первенства, безусловно, держит Пиопи II (Неферкара). Его почти с т о л е т н е е царствование не знает себе равных в мировой истории. Пиопи II провел на троне 94 года и умер около 2250 г. до н.э. 67 лет оставался на престоле Рамзес II Великий. Он дожил до глубокой старости и был человеком замечательным во всех отношениях. Атлет высокого по тем временам роста - 183 см., он пережил 12 из 120 своих сыновей (всего детей было 187) и имел 42 жены и наложницы.
     По 54 года царствовали Тутмос III и Псамметих I, 51 год - Ментухотеп I и Шешонк III, 50 лет - Псусеннес I, 49 лет - Ин (ио)теф II, 47 лет - Аменемхет III, 44 года - Яхмес (Амасис) II.
     Это только годы правления властителей. Реально они, конечно же, жили дольше. Соединенное действие тайного знания и исключительные условия жизни обеспечивали им в сравнении с простыми людьми все возможности для долголетия.
     "Так называемые новые открытия современной науки являются часто переоткрытиями того, что уже было сделано и было известно жрецам и философам античного языческого мира. Нечеловеческое отношение людей друг у другу явилось результатом потери знаний и формул, которые, будь они в сохранности, решили бы многие десятки проблем нашей цивилизации. Огнем и мечом расы и народы уничтожили наследие своих предшественников и потом неизбежно столкнулись с потребностью в той мудрости, которую они же и уничтожили". (Мэнли П. Холл).

Отзывы

"Больной: 1933 г.р. Перенес три инфаркта. Кроме того, стенокардия, язва 12-типерстной кишки, артроз, подагра, простата. На момент начала работы с цилиндрами сильные боли в суставах рук и ног, а также сильная отечность. Движения и передвижения затруднены. Наблюдается сильный ...

читать далее