Глава: "Русские в Египте"


РУССКИЕ В ЕГИПТЕ


     Египет всегда привлекал русских людей. Первым там побывал, возможно, Игумен Даниил, совершивший паломничество в Палестину в 1106-1108.
     Летом 1582 года "Государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич, Всероссийский самодержец, послал из Москвы в Царьград, в Атиохею, в Александрию и во святой град Иерусалим, и в Синайскую гору и во Египет к патриархам и епископам ко архимандритам и игуменам по сыне своем по царевиче Иоанне Иоанновиче милостыню довольну с Московским купцом Трифоном Коробейниковым да с Иеремеем Замком, да с ним ездил московский жилец Федор крестечный мастер..."
     "Хождение Трифона Коробейникова", изданное в XVI веке, было настолько популярным в России, что министерство народного образования хотело даже включить его в программу средней школы (П.Перминов. "Улыбка сфинкса").
     Исторический анализ "Хождения" показал, что его автором был московский купец Василий Поздняков. А сам Коробейников, тоже участник хождения, но более позднего, был, скорее всего, малограмотным подъячим, позаимствовавшим у Позднякова его записи.
     Поздняков, по всей видимости, был человеком с ярким, образным мышлением, живо интересующимся всем, что встречал на своем пути. Он подробно описал природу, обычаи Египта.
     Первым из русских паломников во святых местах на Синае побывал, пожалуй, смоленский архимандрит Грефений, совершивший свое путешествие в 1400 году.
     В середине XVI века в Каире побывал Арсений Суханов - начальник московского Печатного двора, оставивший в наследие записки, известные как "Проскинитарий Арсения Суханова".
     В XVIII веке 24 года путешествовал по Востоку и странам Средиземного моря "пешеходец" Григорович-Барский - монах Антиохийский. Владевший многими языками , Григорьев-Барский как никто из паломников постиг культуру и нравы стран, в которых побывал. Записки его "разнообразны и занимательны", как отозвался о них Н.Г. Чернышевский.
     Паломников влекли святые места Палестины, Иерусалима и Синая. В частности, монастырь святой Екатерины, возведенный еще во времена Юстиниана I (VI век н.э.). Историю русского паломничества кратко и интересно описывает в книге "Улыбка сфинкса" Петр Перминов.
     Среди паломников и путешественников было много увлеченных и искренне верующих людей, но, к сожалению, мало ученых. Исключение, пожалуй, составляют врач А. Уманец и академик А.С. Норов.
     Уманец был послан в Египет в 1842 году с целью "произвести опыты очищения зачумленных вещей посредством усиленной теплоты", но в свободное время путешествовал по Египту и оставил точные и интересные описания увиденного.
     Авраам Сергеевич Норов - поэт и писатель, храбрый воин, взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку. А Норов потерял ногу в Бородинском сражении, когда ему было 17 лет. Пожалуй, никто из его соотечественников, побывавших в Египте, не проник так глубоко в историю великой нильской цивилизации. Норов был широко образованным человеком и, в чаcтности, хорошо знал работы Шампольона.
     "Нельзя не удивляться на каждом шагу глубокомыслию этого удивительного народа, который из храмов, чертогов царей и других публичных зданий делал книги для изучения их в продолжении всей жизни, в которых гранитные листы, пережив тысячелетия, могут быть еще прочитаны будущими поколениями..." - пишет А.С. Норов.
     Он иллюстрировал свои дневники талантливыми рисунками. Особенно поразили Норова Фивы: "Все статуи Рима, Афин, народов Сицилии, даже Бальбака и Пальмира перед Фивами ничтожны!"
     Норову мы обязаны появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин небольшого храма. Мут-Сохмет - львиноголовая богиня, дочь бога Ра, божество войны. Считалась защитницей Ра и Осириса, а также покровительницей медицины и врачей.
     Порфировое изваяние лежало полузасыпанное песком, и Норов купил его у местных властей, чтобы увезти "на родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным останкам великих Фив". А вот что пишет А.О. Россет об изваянии, доставленном Норовым в Россию: "Его (Норова) Исида* [* Россет ошибочно сочла Мут-Сохмет изваянием Исиды.] была найдена в песке, она ему показалась такой замечательной, он ее тотчас купил у местных жителей. Когда ее нужно было поставить, молодые женщины толпами приходили прощаться с Исидой, пели вокруг нее, и какой-то старик говорил речь. Вернувшись в Петербург, Норов рассказал об этом Пушкину. На последнего рассказ произвел сильное впечатление, он сказал: "Какую чудную поэму можно было бы создать из этого эпизода..." Он пошел взглянуть на Исиду, хранившуюся тогда под лестницей в Академии".
     После 15-летнего пребывания в Академии Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов.
     В том же самом 1834 году, когда Норов совершил свое путешествие по Египту, на гранитных постаментах у набережной Невы легли навечно еще два посланца Древнего Египта - сфинксы Аменхотепа III.
     "Сии две колоссальные фигуры, хотя и не имеют изящных форм, которые в особенности принадлежат произведениям искусства древних греков, но как сии статуи изваяны из крепчайшего гранита... что каждая из них имеет в длину гораздо более сажен и столько же почти в вышину, что они покрыты любопытными иероглифами, выражающими, несомненно, имя и титул того знаменитого фараона... в честь которого сии фигуры были сделаны..."
     И вот уже более, чем полтора столетия эти каменные детища Египта смотрят в глаза друг другу, вспоминая, грустя и надеясь... В эти мгновения сплетаются судьбы двух невообразимо далеких во времени и пространстве стран: России и Древнего Египта...
     Мне хотелось проследить судьбы людей и вещей, постичь их смысл и далекую неведомую цель.
     Город на Неве хранит немало египетских раритетов, а древнюю символику страны пирамид можно встретить в самых неожиданных местах. Меня всегда поражал тот факт, что въездными воротами в Царское Село со стороны Петербурга являются Египетские ворота. Выполненные в виде пилонов, они воспроизводят вход в древнеегипетский храм. Как это ни странно звучит, но войти в город муз, в мекку русской литературы и истории, можно через Египетские ворота...
     Я не раз приходил к ним и здесь, рядом с пилонами, украшенными изображениями Осириса и его подданных, понимал, что в жизни нет ничего случайного. Построил ворота архитектор Менелас, а авторы изображений на их стенах - художник Дадонов и скульптор Демут-Малиновский скопировали образцы древнеегипетского искусства, воспроизведенные во многотомном парижском издании начала XIX века. Война не обошла стороной и этот маленький кусочек Египта - часть чугунных плит с рельефами, облицовывающих стены пилонов, была разбита вдребезги. Их пришлось отливать заново. Под тихий шепот царскосельского дождя египтяне на рельефах ворот занимаются привычным для них делом - сеют, жнут и поклоняются своим загадочным и мудрым богам.
     Много я исходил по городу и всюду встречал следы Египта. Петербург многолик, как и переменчивое небо над ним.
     Над Фонтанкой у Лермонтовского проспекта перекинут Египетский мост. Скучающие чугунные сфинксы с интересом разглядывают прохожих. На сфинксов почти никто не смотрит. Все спешат по своим делам. Но это равнодушие - кажущееся. Сознание всех петербуржцев неразделимо слито с пластикой и архитектурой города. Так ходят по своей квартире, среди привычных и любимых вещей.
     Египтом в Северной Пальмире интересуются и совсем юные петербуржцы. В тезисах докладов учащихся за 1993 год я обнаружил короткую заметку восьмиклассника Алексея Власова: "Дом N23 на Захарьевской улице является ярчайшим, но относительно малоизвестным примеров архитектуры русского модерна. Три эркера украшены рельефами Изиды Нефтиды. Колонны завершены капителями с изображениями голов далеких предков из страны Куш - "Жалкой без воды". В подъездах - статуи фараонов с символами царской власти. Массивные дубовые двери. Арки с прекрасными чугунными воротами. Но есть во всем этом что-то неестественное. Пятиэтажный дом напоминает игрушку, подделку, выдающую себя слишком грубыми деталями, несвойственными подлинному египетскому искусству. Под барельефами можно рассмотреть иероглифы с именами давно умерших фараонов. Странно читать их имена здесь, в Петербурге... Этот дом, как затерянный драгоценный перстень на дне морском, никем не замечаемый, всеми забытый. Даже в специальной литературе по истории архитектуры модерна я не нашел о нем ни слова. Совсем недавно узнал, что создал дом архитектор М. Сонгайло в 1911 году... Египетские мотивы оказались, действительно, вечными даже в сложную эпоху рубежа XIX-XX вв., отмеченную кризисными явлениями искусства, они продолжали существовать".
     Дом на Захарьевской, действительно, производит странное впечатление - египетские мотивы на стенах выглядят, как русские матрешки у пирамид майя. Сейчас уже трудно установить, чья фантазия привела к появлению на свет этого эклектичного здания.
     Было совершенно очевидно, что примерно одновременное появление ряда египетских памятников в России - следствие моды, вызванной египетским походом Наполеона.
     Интересно, что Египет, как символ трудолюбия, приходил на ум и людям просто пишущим и изучающим Петербург. Так, Н.А. Анциферов - ученый-краевед, писал: "Туманы и болота, из которых возник город, свидетельствуют о той е г и п е т с к о й работе, которую нужно было произвести, чтобы создать здесь, на зыбкой почве, словно сотканной из туманов, этот "Парадиз".
     В Кунсткамере есть расписной египетский кабинет. Его хозяин - научный сотрудник Института Этнографии и Антропологии имени Петра Великого Ирина Владимировна Богословская владеет обширной информацией по Египту. Она является автором уникальной книги "Одежда Древнего Египта", весь тираж которой молниеносно разошелся среди специалистов от модельеров до историков, не успев дойти до прилавка. Богословская относится к Цилиндрам Фараона крайне осторожно, но, по ее словам, - "Во всяком случае, вы нашли что-то очень интересное!"
     Беседы с историками, египтологами, физиками, врачами, экстрасенсами... Институты, музеи, кафедры... Ни один из тех, к кому я приходил, не остался равнодушным, не сказал, что очень занят и для встречи со мной не имеет времени.

Отзывы

Здравствуйте Владимир Павлович!

Есть ряд вопросов, на которые рад бы был получить ответы.

Отрабатывая позу "копчик пупок" обратил внимание, что на Солнечном Цилиндре образуется некий след из линий. И если по началу эти линии были отчетливые, толстые, практически черного цвета и ...

читать далее