Глава: "Таинство красоты"


ТАИНСТВО КРАСОТЫ


     Несколько пробных экспериментов с Цилиндрами, проведенных в Институте экспериментальной медицины, показали, что они гармонизируют работу правого и левого полушарий человеческого мозга. Может быть, поэтому я, занимаясь живописью всю жизнь, в последнее время стал отчетливо видеть краски и колорит своих будущих картин до того, как они появятся на полотне. Раньше со мной такого не было.
     Общеизвестна роль золотого сечения в фундаментальных законах природы, архитектуре и других видах искусства. Соотношения золотого сечения и их производные характеризуют, по-видимому, самые глубинные законы природы.
     Напомним Читателю, что принято называть "золотым сечением" или "золотой пропорцией". Приведем здесь определение золотого сечения, данное в 1850 году немецким ученым Цейзингом: "Для того, чтобы целое, разделенное на две неравные части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между меньшей и большей частями должно быть такое же соотношение, что между большей частью и целым".
     Соотношение это, как показывает точный анализ есть величина иррациональная и равная Ф = 1,6180339
     Золотая пропорция и ее производные прослеживаются в архитектуре (в том числе и в древнеегипетской), живописи, литературе, музыке, ботанике, геологии, строении человеческого тела, практически - везде.
     О золотой пропорции и ее проявлениях в различных областях знания написано немало хороших книг (например, И.Ш.Шевелев, М.А.Марутаев, И.П.Шмелев "Золотое сечение". М. Стройиздат, 1990 и Н.Васютинский "Золотая пропорция". М. Молодая гвардия, 1990).
     Интерес к золотому сечению проявляют и физики. Так в ведущем Российском физическом журнале "Успехи физических наук" (т.170, 11, 2000 г.) В.В.Попковым и Е.В.Шипицыным опубликована статья, констатирующая присутствие золотого сечения в цикле Карно.
     Как показал глубокий анализ структуроообразующих элементов и формы Цилиндров Фараона, в их основу также заложены принципы красоты и глубинной гармонии.
     Размеры Цилиндров Фараона описываются простой и красивой формулой:
    

l/d = (1/3)Фπ2
                           
     где l - длина Цилиндра, d - внешний диаметр, π = 3,141; Ф =1,618 - золотая пропорция. Константы Ф и π - две фундаментальные постоянные, которые с большой степенью точности знали древнеегипетские ученые.
     Приведенную выше формулу можно записать и в такой форме:
    
    

S1 : S2 = π Ф : 3/4

    
     Где S1 - площадь осевого сечения Цилиндра, S2 - площадь его основания.
     Соотношения, подобные формулам, приведенным выше, характеризуют, как правило, выдающиеся произведения человеческого Разума. Несомненно, что именно таковыми и являются Цилиндры Фараона.
     Отношение 3/4, вошедшее во вторую из приведенных выше формул, само по себе очень интересно. Числа 3 и 4 (наряду с числом 5) входят в ряд, характеризующий прямоугольные треугольники со сторонами, выражающимися целыми числами. Например: 52 =42 + 32 .
     В древности такие треугольники называли "божественными", а треугольник со сторонами 3,4,5 именовали "египетским". Легендарная четырехструнная лира Орфея была настроена по квартам, то есть отношение частоты колебаний первой струны к частоте колебаний второй струны равнялось 3/4. Угол наклона боковых граней пирамиды Хефрена - 53°12´. Котангенс этого угла так же равен 3/4.
     Если, используя первую из приведенных выше формул, рассчитать отношение длины Цилиндров к их диаметру, мы получим величину равную 5,32.
     Интересно, что очень близкая к этому значению величина, обнаруживается среди биофизических характеристик работы нашего организма. Действительно, средние геометрические частоты ритмов работы головного мозга человека (всего их - семь) образуют следующий ряд чисел: 2,5; 5,3; 10,2; 22,1; 43,8; 80; 162,9.
     Здесь мы и сталкиваемся с интересующим нас числом 5,3. Данный ритм ответственен за активизацию защитных сил организма. В связи с этим фактом напомню, что д-р мед. наук Михаил Бланк высказывал мнение о синхронизации Цилиндрами внутренних ритмов работы организма.
     Близкая к значению 5,32 величина обнаруживается и в "музыке небесных сфер". В 1766 году математик Даниель Тициус предложил рассчитывать относительные расстояния планет от Солнца, выраженные в астрономических единицах, по следующей простой формуле (правило Боде-Тициуса):
    

S=0,4+0,3· 2N
   

     где N=0,1,2,3,4,: - номера планет
     Вычисленное по 'этой формуле расстояние от Солнца до Юпитера дает нам величину 5,2, очень близкую к значению 5,32.
     Но какое отношение к Цилиндрам Фараона имеет расстояние от Солнца до Юпитера (хорошо, кстати, известного древним египтянам)?
     Ответ, возможно, заключается в том, что красивые, гармоничные закономерности нередко универсальны.
    
     Еще раз обратимся к основным металлам, используемым при изготовлении Цилиндров Фараона. Как я уже говорил, это - цинк, алюминий и медь. Выпишем (в градусах Цельсия) температуры плавления этих элементов в указанной выше последовательности:
    
    

Т1 = 419,5       Т2 = 660,24     Т3 = 1083
    
     Легко проверить, что три эти числа, с большой степенью точности, образуют геометрическую прогрессию со знаменателем, равным золотому сечению: Ф = 1,618.
     Относительная ошибка для цинка и алюминия при этом составляет 0,028; а для алюминия и меди 0,014! Таким образом, даже образующие Цилиндры Фараона компоненты находятся в удивительной естественной гармонии по отношению друг к другу.
    
     Можно отметить также, что формула, выражающая отношение длины Цилиндров Фараона к их диаметру через фундаментальные постоянные Ф и π, изоморфна (см. "Комментарии") выражению для объема правильной четырехугольной пирамиды со стороной основания, равной π=3,14 и высотой Ф=1,618. Угол наклона боковой грани к плоскости основания в такой пирамиде, с большой степенью точности, равен 45°, а объем, естественно, выражается числом 5,32. Означает ли этот факт то, что древние жрецы сознательно закладывали в геометрию Цилиндров Фараона глубинную их связь с пирамидальными структурами, сказать трудно. Здесь мы уже вступаем в область догадок и фантастики.
     Суммируя все вышесказанное, остается только удивляться изобретательности и уровню знаний древнеегипетских ученых.
    
     Загадка Цилиндров Фараона и их удивительно гармоничное устройство побудили меня пристальнее вглядеться в связь между Наукой и Искусством.
     Что же связывает рациональный мир формул, железной логики и почти всесильных компьютеров с миром Поэзии, Литературы, Живописи? Я думаю, одно из великих связующих - Красота! Уравнения могут быть также прекрасны, как и девичьи глаза.
     Даже поверхностный взгляд позволит нам убедиться в том, что в глубинах человеческой души, неразделимо дополняя друг друга, живут почти мистической чувство Прекрасного и способность к строгому объективному анализу.
     Совершенные люди, гордость человечества, одинаково свободно владели обоими дарами, достигая в своих творениях вершины гармоничного ощущения мира. Именно гармоничная цельность наполняет неизъяснимым обаянием облики Леонардо да Винчи, Николая Рериха, А. Энштейна.
     Картины Леонардо и Рериха, передавая тончайшие нюансы красочного богатства Природы, отличаются точным знанием формы и сути происходящего, а сложный каркас математических построений Эйнштейна заключает в себе притягательную силу настоящего произведения искусства. И все вместе - суть творения человеческого духа.
     Как поэтично и физически точно передает состояние природы великий китаец Су-Ши:
    
     В ивняке луна, собрав лучи
     Паутину тонкую плетет...
    
     Рациональное и Прекрасное в человеке живут неразделимо, оказывая друг на друга многосложное взаимное влияние.
     Английский физик Поль Дирак искал (и нашел) уравнение движения для релятивистского электрона, пользуясь соображениями Красоты. Он вывел простое, симметричное и красивое уравнение. И оно оказалось верным.
     Кстати, понятие "красота" (от англ. "beauty" - красота) в физике - вполне строгий термин, квантовая характеристика элементарных частиц, называемых адронами. Может быть, красиво то, что целесообразно?
     Все в этом мире имеет свои аналоги - мысли, уравнения, звезды, законы...
     Добро, Красота и Любовь таких аналогий не имеют. Они - первичны и потому осознанию разумом не подлежат.
     Воплощения Красоты бесчисленны - от летящей юности до изрезанного морщинами мудрого старческого лица.
     Красота неочевидна. Ее контуры медленно проступают, как из тумана, по мере очищения души.
     Красота формы может заворожить, и иногда слабая душа становится ее рабой.
     Красота сущности, будучи выявлена, наоборот - делает человека более свободным.
     Таинственным и неясным остается ответ на вопрос, почему вообще искусство развивалось в сфере двух чувств - слуха (музыка) и зрения (живопись и другие виды изобразительного искусства). Конечно, парфюмерия и ее достижения могут быть, наверное, возведены в ранг Искусства, но все же степень сложности и уровень воздействия на человека, скажем, "Токкаты и фуги ре-минор" И.С. Баха и духов - даже самых лучших фирм - несопоставимы. Но стоит напомнить, что индейцы одного из американских племен носили на поясе набор деревянных трубочек с пахучими веществами. Желая получше закрепить в своей памяти какое-нибудь особенно волнующее событие, они вдыхали аромат одной из трубочек, и потом, много лет спустя, "оживляли" прошлое, распечатав соответствующую трубочку.
     Многообразие космических условий во Вселенной может, по-видимому, порождать массу неожиданных форм проявления Искусства. Современные научные взгляды допускают существование небиологических форм жизни - например, на уровне элементарных частиц, которые могут вступать в сложнейшие взаимоотношения между собой, образуя структуры, способные усваивать и перерабатывать информацию. О формах Искусства в таких системах можно только гадать. И все же на интуитивном уровне напрашивается вывод, который мы сформулируем в виде следующего предполагаемого закона:
     Нравственно-духовная сущность Искусства инвариантна* относительно любых форм существования Жизни.
     [*Инвариантность - неизменимость какой-либо величины при изменении физических условий.]
     Поиски Прекрасного в науке и научного в Красоте не раз оборачивались месяцами головоломных размышлений над какой-нибудь из беспокоивших меня загадок. Но в итоге я всегда чувствовал себя обогащенным новыми знаниями. Так, например, долгое время, мне не удавалось разгадать тайну "листочка Паустовского".
     В одном из рассказов К.Г. Паустовского, писателя, удивительно тонко чувствовавшего природу, есть такие строки:
     "Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
     Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
     ...Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
     Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот."
     Я и раньше обращал внимание на поразительно точные наблюдения Паустовского, да и не я один. В популярной книжке Я.Е. Гегузина "Пузыри", выпущенной серией "Квант", есть параграф под названием "Пузырек Паустовского", посвященный воздушным пузырькам под тонкой корочкой льда на промерзающих лужицах, описанным Паустовским.
     Шелест падающих листьев меня поразил. Возможно ли услышать такое?
     Я притащил с улицы охапку листьев и принялся ронять их по одному на пол. Увы, я ничего не слышал. То ли звуки улицы и далеких электричек мешали мне, то ли я настолько очерствел ушами в городской жизни... Тогда я сказал себе: "Ты же физик. Возьми и рассчитай интенсивность звука, излученного падающим листом, и сравни ее с общепринятым нижним пределом слышимости - 10 Вт/м2. Тогда станет ясно, слышал ли Паустовский звук падающего листа или ему почудилось?"
     Однако, поговорка "сказано - сделано" сработала далеко не сразу, и я изрядно помучался, примеряя различные физические теории к "листочку Паустовского". Наконец, мне в руки попала одна из работ Лайтхилла (физик, ведущий исследования в области акустики), которая и помогла мне оценить желаемую величину. Она оказалась равной 0,1-0,4 от порога слышимости.
     Итак, чуткое ухо писателя, действительно, могло уловить слабый звук падающего осеннего листа.
     Может быть, в будущем книги по физике станут более поэтичными и приближенными к душе человека, чем те сухие и бездарные учебники, которые вынуждены сегодня перелистывать школьники. И тогда у "гуманитариев" по рождению будут оставаться более светлые воспоминания о школьной физике и удивительных законах природы.
     "Эк, куда тебя завел Древний Египет..." - подумал я, с удовлетворением закрывая тетрадь с завершенным расчетом. Вышел на балкон и долго смотрел в чистое небо...
     Что же все-таки стоит за этим сверкающим великолепием? Что кроется в движении мириадов звезд, в рождении, в смерти, в тоске любви?.. Есть ли там что-то такое, о чем можно было бы сказать: вот он - смысл всего сущего, великое Чудо и надежда всякого живого существа? Или мы видим то, что видим и не более того, и бессмысленно спрашивать, отчего это так?..

Отзывы

Здравствуйте Владимир Павлович!

Есть ряд вопросов, на которые рад бы был получить ответы.

Отрабатывая позу "копчик пупок" обратил внимание, что на Солнечном Цилиндре образуется некий след из линий. И если по началу эти линии были отчетливые, толстые, практически черного цвета и ...

читать далее