Солнце - вот, несомненно, тот объект, который поражал
наших далеких предков более всего. Пылающий водородный шар, на который
невозможно было смотреть, рассылающий тепло всему живому от всесильного
фараона до маленького жучка. Бессмертное светило, возрождающееся каждое
утро, чтобы уйти на покой вечером, не могло не обожествляться во всех частях
света.
Сияющему Богу посвящались храмы, алтари, циклопические постройки. К нему
обращались с молитвой, с одами. Его восход встречали, стоя на коленях,
стихами, песнопениями и называли по-разному: Ра - в Египте, Ярило у славян.
Ах-Кин у древних майя...
Это может показаться невероятным, но это факт: по своему химическому составу
человеческий организм ближе всего к Солнцу, к звездам. В обоих случаях мы
имеем почти один и тот же набор легких химических элементов. Мы в буквальном
смысле - дети звезд! Не от этого ли глубинного родства проистекает священное,
трепетное отношение людей к Солнцу.
Запасы ядерной энергии Солнца составляют около 1,5х10
45 Джоулей. За счет этой
энергии оно может светить еще 10
11 лет. Причем расход энергии на один грамм
вещества у Солнца составляет около 2 эрг/г.с, а это намного меньше, чем
соответствующий расход энергии в человеческом организме. Поразительный факт!
Мы с вами и сами - маленькие звезды.
Золото и желтые металлы воспринимались древними жителями планеты как
кристаллизованный солнечный свет. Отсюда и пошло название медного или
золотого Цилиндра - Солнечный.
Центрами солнечных храмов в Египте были громадные обелиски, верхушки которых
- бенбенеты - покрывались медью, сверкавшей под лучами своего бога.
Вечером, когда красный огненный шар погружался в сизую закатную мглу, на небе
появлялась его бледная тень - Луна. Очень часто домашняя кошка символизировала
собой Луну, благодаря необычной способности видеть по ночам. Конечно же,
нашим предкам Луна представлялась таким же значительным явлением, как Солнце.
В 1929 году в районе прибайкальского села Мальта археологами было открыто
древнекаменное поселение, возраст которого составлял около 24 тысяч лет.
В погребении ребенка на территории поселения обнаружены пластины из бивня
мамонта, поверхность которых покрывали круглые углубления, образующие подобие
спирали. Внимательный анализ и подсчет числа лунок дал удивительный
результат: они отражали собой календарно-астрономические циклы Луны и Солнца!
Похожие насечки обнаружены и на кости, найденной в районе истоков Нила.
Возраст кости - девять тысяч лет.
Лунный Цилиндр стал естественным дополнением Солнечного.
Было бы очень интересно и важно объяснить цилиндрическую форму двух загадочных
подобий Луны и Солнца. Если вспомнить удивительные свойства пирамидальных
структур, то вопрос этот вовсе не покажется праздным.
Древние ученые, по-видимому, знали о топологических свойствах тел нечто
большее, чем знаем мы. Пифагорейцы отводили особое место форме в структуре
мироздания.
Платон считал кубы частичками земли, тетраэдры - огня, октаэдры - воздуха,
икосаэдры - воды. Причем, такая гипотеза вовсе не была бесплодной. Из нее
следовало, например, что при столкновении частицы огня с двумя частицами
воздуха получалась частица воды. А суть этого вывода очень похожа на формулу
Н
2О!
Может быть, цилиндрическая форма символизировала солнечные и лунные лучи?
Трудно сказать...
Согласно Анаксимандру, после распада первовещества на космическое тепло и
космический холод, в центре мира образовалась земля, имеющая форму цилиндра.
Цилиндры могли символизировать собой и ось вращения Вселенной - так называемое
веретено Ананки.
Во многих храмах Тибета существует специальная ограда из 108 вращающихся
цилиндров. Их все следует прокрутить, если ты хочешь войти в в храм и
очиститься от грехов.
Экстрасенс, которому у меня нет оснований не доверять, взяв в руки Цилиндры
Фараонов, сказал: "Я чувствую мощные столбы энергии, уходящие в Космос".
С серебром и золотом у древних людей было связано интересное представление об
ориентации потока солнечной энергии: серебро считалось золотом, у которого
солнечные лучи направлены внутрь.
Загадочные предметы из золота и бронзы были обнаружены в Северных Альпах. Они
имеют сложную форму пентадодекаэдра (12 пятиугольных граней, 20 вершин, в
каждой из которых сходятся три ребра). Внутри они полые, посредине каждой
грани - круглые отверстия различного диаметра. Назначение этих предметов
неясно. Не являются ли они наряду с пирамидами и цилиндрами частью
разветвленной системы знаний древних о неведомых нам свойствах геометрических
тел?
В связи с упоминанием об этих загадочных предметах стоит сказать, что,
согласно гипотезе, поддерживаемой рядом ученых, Земля имеет форму шара, в
который вписан пентадодекаэдр и икосаэдр.
Странная гипотеза неожиданно подтверждается рядом фактов. Линии ребер
указанных многогранников совпадают со многими характерными геологическими
образованиями: океаническими хребтами и разломами земной коры. В вершинах
многогранников оказались центры аномалий, аналогичных Бермудскому
треугольнику, и многие очаги древней культуры.
Среди известных нам геометрических фигур одной из самых энерго- или
духовнонасыщенных, если можно так выразиться, несомненно, является крест,
всегда имевший особую значимость, и не только у христиан, но и у
нехристианских народов и в дохристианские времена. Крест почитали в Японии,
Китае, Индии, Финикии, Ассирии, Мексике, Центральной Америке. Практически
везде!
"Инки имели крест из прекрасного мрамора или яшмы, из одного куска в три
четверти локтя длиной и в три пальца толщиной. Он хранился в священном зале
дворца и почитался в высшей степени..." (Годфри Хиггинс "Апокалипсис").
В Древнем Египте был широкого распространен Анх - фигура, представляющая собой
крест с петлей вместо верхнего конца. Позднее он получил название египетского
креста. В Египте Анх служил символом жизни и жизненной силы. Анх в качестве
амулета надевали новорожденному на шею, чтобы он выжил.
Таким образом, геометрия предстает перед нами в совершенно удивительной и
загадочной ипостаси духовно-энергетического воздействия на человека и
окружающий его мир.
В книгах, посвященных магии, уже стали общим местом рассказы о тайных знаниях
Древнего Египта. Истории эти, сознаюсь Читателю, вызывали у меня внутренний
трепет в полном соответствии с известным стихотворением Редьярда Киплинга:
Голос, как совесть больная,
Долгие ночи и дни
Шепотом мне повторяя,
Вечно звучал позади.
Что-то сокрыто - найди же,
Смело за грань загляни.
То, что исчезло за гранью -
Ждет тебя - встань и иди!
Единственное, что меня смущало, это отсутствие в вышеупомянутых книгах самих
тайных знаний. Но, по-видимому, на то они и тайные, чтобы не
популяризироваться в каждой вечерней газете. Порой меня охватывали сомнения,
вполне обоснованные в свое время тщательным изучением исторического
материализма. Какие там тайные знания! Мрачные древние времена, масса
суеверий, жестокие нравы, груды камней, нагроможденные в честь выдуманных
богов, темные, безграмотные люди.
Но вот литература, научная литература - та, которой я привык доверять,
говорила мне совершенно обратное.
Во-первых, вся достаточно громоздкая бюрократическая машина Древнего Египта
состояла поголовно из грамотных чиновников. Во-вторых, художественные и
научные произведения того времени, вернее, то, что дошло от них до наших
дней, указывают на наличие в Египте мощной творческой интеллигенции. Этот
факт подтверждает мысль, высказанная в поучении неизвестного писца своему
ученику: "Произносят их имена из-за книг, которые они сделали, поскольку они
хороши, и память о том, кто их сделал, сохранится навек". До нас дошли имена
многих египетских архитекторов, художников, скульпторов. Литературные и
научные тексты говорят о незаурядности их авторов. "Они являются творением
индивидуумов, умственный уровень которых намного превышал окружающую среду".
(А. Гардинер.)
При храмах, несомненно, являвшихся центрами египетской культуры, существовали
библиотеки и архивы, увы, не сохранившиеся. Но до нашего времени дошли
фрагменты каталогов, весьма обширных, содержавших труды по медицине, магии,
ритуальным обрядам, астрологии. Художественная литература отличалась
богатством и глубиной, многообразием жанров и форм: повести, сказки, лирика,
памфлеты, эпосы, песни, поучения. Поучения, как сумма колоссального
житейского опыта и тысячелетней мудрости, занимали в египетской культуре
особое место. Самое древнее из них относится к 2800 г. до н.э. И принадлежит
оно величайшему зодчему, строителю ступенчатой пирамиды Джосера - вельможе
Имхотепу. Спектр интересов этого высокообразованного человека был необычайно
широк. Помимо архитектуры и литературных увлечений Имхотеп прославил себя как
выдающийся врач. Позднее греки назвали его Асклепием. Книга, написанная им,
скорее всего, не единственная, называлась "Книга планов храма". Увы, это
произведение не дошло до наших дней. Тысячелетия пережили поучения Имхотепа,
мудреца Джедефгора и везира Птахотепа, чьи советы и наставления дошли до нас
почти полностью. Строки, написанные великими мудрецами, тревожат и поныне:
Ученостью зря не кичись!
Не считай, что ты один всеведущ!
Не только у мудрых -
У неискушенных совета ищи.
Искусство не знает предела.
Разве может художник достичь вершин мастерства?
Как драгоценность скрыто под спудом разумное слово.
Находишь его между тем у рабынь, что мелют зерно.
Птахотеп (перевод В. Потаповой)
И полторы тысячи лет спустя, в XIV в. до н.э., в Египте помнят своих великих
Учителей.
Я слышал слова Имхотепа и Джедефгора,
Слова, которые все повторяют.
А что с их гробницами?
Стены обрушились,
Не сохранилось даже место, где они стояли.
Со странным чувством медленного приобщения к тайне Великой Цивилизации
погружался я в чарующую литературу Древнего Египта...
О, ты, шагающая так широко,
Сеющая смарагды, малахит и бирюзу, словно звезды.
Когда цветешь ты, цвету и я.
Цвету, подобно живому растению.
"К богине". Перевод А. Ахматовой.
А вот слова Хахеперрасенеба - жреца из Гелиополя: "Я размышляю о происходящем,
о положении дел на земле. Происходит перемена. Один год тяжелее другого.
Страна бедствует. Правда выброшена вон, неправда в зале света. Попраны
предначертания богов, плач повсюду, скорбят номы и города... Тяжело молчать..." XIX в. до н.э. А как актуально звучит!
Смуты, восстания, придворные интриги, стихийные бедствия, страшные нашествия врагов - сотни причин, способных сокрушить самое могучее государство, и все же
ладья великой цивилизации почти три тысячи лет уверенно движется в бушующих
волнах истории, не теряя ни грана своей уникальной индивидуальности Мы со
всей нашей технической премудростью, такой устойчивостью своей общественной и
культурной жизни похвалиться не можем.
"Может быть, то чарующее и то таинственное, что заключалось в египетском
искусстве, что нами ощущается и что не в Египте было создано, а в Египте лишь
удерживалось в течение тысячелетий, видоизменяясь и приспособляясь к
эволюционирующему человечеству, дошло каким-то образом и до нас, потому что
мы об этом не забыли, мы сегодня говорим об этом, как о чем-то совершенно
конкретном, реальном, как о возможности, на которой мы, может быть, построим
культуру завтрашнего дня. Это и является тем вечным, что не изменяется в
культурах, а проявляется в них по-различному, и что нужно найти, как это
свойственно нам, в том приспособлении, в котором это может быть воспринято."
Л. Никитин.
Совершенно поразительным фактом проявления такой устойчивости, почти
бессмертия египетского феномена, является неизменность на протяжении
тысячелетий физического типа людей, населяющих территорию Египта. Краниология
Египта с математической точностью подтверждает этот удивительный вывод:
завоевания, нашествия, немалое количество привезенных из дальних стран рабов,
ничего не изменили во внешнем облике египтян. Забыт язык, изменились
мировоззрение, культура, но лица современных жителей Египта остались теми же,
что и тысячелетия назад.
В этом удивительном явлении есть какая-то завораживающая тайна...
"Благодаря своим чертам сфинкса, безмолвно хранящего тайну, благодаря своей
гранитной непоколебимости, Египет сделался той осью, вокруг которой вращалась
религиозная идея человечества. Иудея, Греция, Этрурия (территория нынешней
Италии) - все это были различные жизненные центры, из которых произошли
последующие цивилизации. Но где черпали они свои основные идеи, как не в
богатом запасе Древнего Египта?" Э. Шюре.
Богатейшее культурное наследие Египта, высокий уровень практических знаний,
мудрость правящего сословия, благодаря которой страна пережила тысячелетия,
убеждают в том, что в этой стране не просто могли быть, но и были знания,
превосходящие воображение современного человека. Открыть эти знания и постичь их очень трудно.
Это аналогично тому, чтобы неподготовленному читателю разобраться, например,
в одной из статей по квантовой хромодинамике, опубликованной в соответствующем
научном журнале. В каждом государстве, во все времена, были, есть и будут
свои тщательно оберегаемые тайны. Были, есть и будут люди, обладающие
высочайшим интеллектуальным уровнем, требующим десятков лет специальной
подготовки. Философы античного мира, хирурги и физики XX столетия, китайские
мастера ци-гун, тибетские ламы, диагностирующие человека по состоянию его
ауры...
Очевидцы, наблюдавшие Льва Ландау во время научных семинаров, говорили мне,
что он производил впечатление чуда. И это - на искушенных профессионалов!
Брюс Ли ударом кулака в воздух заставлял его "хлопать", то есть порождал в
нем ударную волну. А из какой глубины Космоса, из каких состояний души
рождалась бессмертная музыка Иоганна Себастьяна Баха?
Проникновение в тайны вещей, совершенное мастерство, окрашенное неповторимым
колоритом индивидуальности автора - это ль не подлинная магия! Несомненно,
такие люди были и в Египте. Несомненно, уровень их профессионального
мастерства был очень высок, а сами знания во многом необычны. Эта необычность
характеризуется, главным образом, тем, что в мире, пожалуй, не было народа,
чье мировоззрение было бы так тесно связано с таинством смерти.
"Заупокойная молитва египтян, обращенная к богу живыми, свидетельствует,
во-первых, о сознании, что умершие живут в ином загробном мире, во-вторых,
- о бессмертной любви, соединяющей человечество, и в-третьих, - о ходатайстве
пред Богом живых за умерших" (Монах Митрофан. "Как живут наши умершие и как
будем жить мы по смерти" СПБ, 1889.)
Подробное знакомство с религиозными представлениями древних египтян имеет
своим следствием чувство естественного удивления перед сложной конкретикой их
видения мира, взаимоотношениями людей и божества, процессом перехода из мира
физического в обитель теней.
Особенно любопытно представление египтян о наличии у человека пяти
душ-сущностей: Рен - имя, определяющее, фактически, силу слова, Ах - сияние,
Шуит - "тень", Ка - "двойник" человека, живущий как бы в некоем параллельном
мире и изображавшийся темным силуэтом, и, наконец, Ба - "Душа", покидающая
тело человека в момент его смерти.
В отношении "двойника" - Ка, А.О. Большаковым, главным хранителем египетского
отдела Эрмитажа, высказана любопытная гипотеза, суть которой заключается в
том, что в качестве "двойников" выступали образы людей и предметов, "живущие"
в сознании человека:
"Складывается впечатление, что у каждого человека, у каждого неживого предмета
есть свой КА. В таком случае, рядом с миром, в котором живут люди, существует
мир Ка, являющийся его точной и полной копией, мир-двойник - картина
захватывающая, приближающаяся по существу к философской системе Платона".
Большаков А.О. "Представление о двойнике в Египте Старого царства".
Надо сказать, что идеи "двойников" не только не умирают, но и обретают в
современной науке новый неожиданный смысл. Так, например, А.Карташкин делает
попытку объяснения явления полтергейста выходом из человека его астрального
тела в виде некоего энергетического сгустка. Подобные призраки наблюдал
французский психолог и гипнотизер Г. Дюрвилль в начале нашего века.
Согласно другой идее выдающихся американских физиков Уиллера и Эверетта, наша
Вселенная в каждое последующее мгновение расщепляется на практически
бесконечное количество копий, соответствующих определенному набору квантовых
альтернатив. Другими словами, согласно этой гипотезе, из вас ежесекундно
появляется 10
100 слегка отличающихся друг от друга двойников, и каждый из
них продолжает беспрестанно делиться, пока не изменится до неузнаваемости.
Причем, каждый из этих двойников живет в своей собственной вполне реальной
Вселенной.
Следует особо отметить, что идея эта взята не "с потолка", а явилась
следствием вполне научного анализа квантового понятия измерения. Любопытно,
что подобное развитие идей далеко не уникальное явление. Широко известны
строки из стихотворения поэта Валерия Брюсова:
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Согласно выдающемуся физику-теоретику М.А. Маркову, во Вселенной могут
существовать "почти замкнутые", из-за сильного искривления пространства, миры,
которые со стороны выглядят, как чрезвычайно малые объекты, например, как
элементарные частицы. В принципе, такие миры могут быть населены, - в них
бьется живая мысль, у них свои проблемы, радости и печали. Бесконечно большое
в бесконечно малом - это одна из самых выдающихся и, что очень важно, научно
обоснованных гипотез XX столетия.
Кстати, о физиках: тайны Древнего Египта завораживали и их. Английский физик
Томас Юнг немало времени посвятил попыткам расшифровки древнеегипетских
иероглифов. И, надо сказать, в ряде случаев результаты были весьма успешными.
Здесь уместно задаться вопросом: каким образом задолго до открытия
какого-нибудь явления природы или, по крайней мере, до его научно
обоснованного предвидения, некоторым ярко одаренным личностям удается
предсказать его с большой степенью точности? Слишком много в истории
человечества подобных фактов для того, чтобы считать их случайностью.
По-видимому, это интуитивное постижение истины можно характеризовать словами
М. Пришвина: "Поэзия - это дар быть умным без ума." Но тогда ученый - умный
поэт. И в этом его преимущество и его недостаток, так как точное знание очень
часто заставляет ограничивать полет фантазии.
"Именно философские антропологи пытались понять: не потускнел ли присущий нам
дар воображения? Не потеряли ли мы в себе драгоценные свойства мечтателей?
Где фантазеры, создатели воздушных замков? Почему наша повседневность
утратила поэтическое измерение? Даже сны стали будничными, тревожными, уныло
достоверными. А ведь Платону приснился лебедь, опустившийся на его грудь...
Может быть, именно аналитическая традиция приглушила фундаментальные
интуитивные способности человека? В мистическом опыте эти задатки развивались
с предельным напряжением. Мистическое погружение в себя, по мнению
Н.А. Бердяева, есть всегда выход из себя, прорыв за грани. Мистика всегда
учит, что глубь человека более, чем человеческая, в ней кроется таинственная
связь с Богом и миром". П. Гуревич ("Наука и религия". №5, 1999г.)
Итак, египтяне о многом могли знать или, по крайней мере, догадываться.
Источником подобных знаний многие часто называют пришельцев с других планет
или иных миров. Мне не очень нравится такая точка зрения. Она принижает нас,
землян. Живут, мол, на планете серенькие люди средних способностей, не
хватающие звезд с неба. Затем сверху нисходят небожители, и обстановка резко
меняется: на свет появляется Гермес Трисмегист, Пифагор, Леонардо да Винчи,
Николай Рерих и т.д. Я думаю, все, чего мы достигли, создано нашим же
титаническим трудом и талантом. Конечно, обмен информацией и взаимопомощь
цивилизаций возможны, но не в режиме пансионата для умственно отсталых.
Внимательное изучение египетского наследия убеждает в том, что источником
высоких знаний часто был духовный, мистический опыт. Наиболее ярким
проявлением такого духовного озарения следует, безусловно, считать видение
Гермеса Трисмегиста, дошедшее до нас в пересказе и аллегорической форме:
"Однажды Гермес, долго размышлявший над происхождением вещей, впал в забытье.
Тяжелое оцепенение овладело его телом; но по мере того, как оно цепенело, дух
его поднимался в пространства. И тогда ему показалось, что Существо,
необъятное по размерам, без определенной формы, звало его по имени.
- Кто ты? - спросил Гермес в испуге. - Я, Озирис, верховный Разум, и я могу
снять покров со всех вещей. Что желаешь ты видеть? - Я желаю созерцать
источник всего сущего, я желаю познать Бога.
И немедленно Гермес почувствовал себя залитым чудным светом. В его прозрачных
волнах проходили очаровательные тени всех существ. Но внезапно страшный мрак,
наполненный ползучими тенями. опустился на него. Гермес был погружен во
влажный хаос, полный испарений и зловещего шума. И тогда голос поднялся из
глубины бездны. Это был Призыв Света. И вслед за ним быстрый огонь устремился
из влажных глубин в неизмеримые высоты эфира. Гермес поднялся за огнем в
светлые пространства. Хаос свивался и развертывался в бездне; хоры светил
сверкали над его головой, и Голос Света наполнял Вечность.
- Понял ли ты виденное тобой? - спросил Озирис Гермеса, плененного своей
мечтой. - Нет, - ответил Гермес. - Узнай же, что видела твоя душа. Ты видел
пребывающее в вечности. Свет, виденный тобой вначале, есть божественный
Разум, который все содержит своим могуществом и заключает в себе прообразы
всех существ. Мрак, в который ты вслед за тем был погружен, есть тот
материальный мир, в котором живут обитатели земли. Огонь же, устремившийся
из темных глубин, есть божественный Глагол. Бог - Отец, Глагол - Сын, их
соединение есть Жизнь. - Какое чудо происходит во мне! - воскликнул Гермес.
- Я не вижу более телесными очами, я вижу очами духа. Как могло произойти
подобное чудо? - Происходит оно потому, - отвечал Озирис, - что Глагол
пребывает в тебе. То, что в тебе видит, слышит, действует, есть сам Глагол,
священный Огонь, творческое Слово!
- Если это так, - сказал Гермес, - дай мне видеть жизнь миров, стезю душ,
откуда приходит человек и куда он возвращается.
- Да будет по желанию твоему."
(Э. Шюре, "Великие посвященные".)
Далее перед Гермесом разворачивается удивительная картина семи небес,
послужившая источником многочисленных догадок, споров и обсуждений
герметистов всех поколений.
Одно из самых замечательных мест "Видения" касается судьбы человеческих душ и их
бессмертия.
"- Могут ли души умирать? - спросил Гермес.
- Да, - ответил голос Озириса, - многие погибают, спускаясь в материю. Душа
есть дочь небес, и ее странствие есть испытание. Если в своей безудержной
любви к материи она потеряет воспоминание о своем происхождении, таившаяся в
ней божественная искра, способная превратиться в сияющую звезду, возвращается
обратно в эфирное пространство, и душа рассеивается в вихрях грубых элементов.
.. Такова, - раздался голос Озириса, - судьба душ неисправимо злых и низких."
"Видения" Гермеса легли в основу мистерий посвящения избранных в тайны
Озириса. Испытуемый проходил целую серию тяжелых испытаний и искушений,
постигал тонкости храмовых тайн и священного знания. И только пройдя обряд
захоронения в саркофаге, получал посвящение, во время которого слышал, в
частности, и такие слова: " Не забывай, что закон таинства покрывает собою
великую истину. Полное знание может быть открыто лишь тем из наших братий,
которые прошли через те же испытания, что и мы. Раскрывать истину следует в
меру разума, прикрывая ее перед слабыми, чтобы не свести их с ума, пряча ее
от злых, чтобы они не могли схватить ее отрывки и сделать из них орудие
разрушения. Замкни ее в сердце своем и да проявится она через дела твои.
Знание будет твоей силой, вера - твоим мечом, а молчание - твоими
непроницаемыми доспехами." (Э. Шюре.)
Владеющий высшим знанием посвященный нередко покидал свой храм и отправлялся в
дальний путь, чтобы осуществить одному ему ведомую миссию. Можно представить,
как невыразимо трудно приходилось таким людям вдали от равных себе по
интеллекту и знаниям. Новую жизнь посвященный обретал в своих учениках.
Волшебная палочка эстафеты мудрости передавалась через века и тысячелетия,
из страны в страну, с континента на континент. История человечества - это во
многом история посвященных. Вокруг адептов и их знаний всегда существовало
множество слухов, легенд и спекуляций. Желание приобщиться к тайне, не вникая
в ее духовно-философскую сущность, сопутствовало многим авантюристам. Одних
привлекала возможность разбогатеть, других - прославиться, третьих - просто
человеческое любопытство. Но "Не дано смертному поднять мое покрывало", -
говорила Исида устами древних мудрецов. И тайное продолжает оставаться тайным,
переходя порог гласности лишь с разрешения владеющих им адептов.
Можно только догадываться о характере таких знаний. Не исключено,
что стройной религиозно-философской системе взглядов на мир сопутствовали,
помимо предметов культа, и некие технические устройства, обеспечивающие своим
хозяевам наряду с Цилиндрами Фараона постижение Истины. По преданию, таким
необычным техническим устройством был знаменитый кадуцей (жезл) Гермеса
Трисмегиста. Человек-бог, Гермес, нес в руке крылатый жезл, обвитый двумя
змеями. На некоторых изображениях вместо змей - ленты. С помощью этого жезла
Гермес поверг отвратительное чудовище - дракона, помесь змеи со свиньей и
крокодилом, рычащего и извергающего пламя. Этим деянием Гермес напоминает
христианского святого Георгия Победоносца.
В одном из греческих мифов о Гермесе-Меркурии рассказывается, как, спасая
возлюбленную Зевса прекрасную Ио, он усыпляет своим волшебным жезлом
бдительного стоокого Аргуса. В некоторых оккультных книгах описывается
устройство такого жезла. Он изготавливается из драгоценных пород дерева -
черного, розового, сандалового или из слоновой кости с золотой накладкой на
широком конце и с серебряным или медным наконечником - на другом.
"Надлежащим образом приготовленный жезл есть самое могущественное оружие,
каким только обладает маг, чтобы защитить то, что отдано в его руки...
магический жезл не более как чрезвычайно сенситивный магический посредник
для передачи и концентрации силы обладающего знанием мага, и что он все равно
могуществен при сильнейшем возбуждении ума всякого лица, будет ли он
употреблен сознательно или нет. Поток ментального огня устремится по
направлению, данному жезлу, а потому он так же, как и огнестрельное оружие,
не должен попадать в руки ни злого, ни безумного. Он потенциален, или иначе,
точно пропорционален мудрости маэстро и его ментальной динамике; в руках же
зломыслящего идиота - вреден или бесполезен." (Т.Г. Бургон, "Свет Египта".)
В оккультной автобиографии "Посвящение" Элизабет Хейч говорит устами
Птахотепа: "Сыновья Бога на своей Родине избрали материал, разновидность
меди, из которого сконструировали приборы для хранения или излучения,
увеличенного или уменьшенного, самых высоких творческих частот либо в их
исходном, либо в измененном проявлении. Эти приборы сделаны так, что они
сохраняют творческую силу в чистой неизменной форме, то есть в течение
долгого времени они действуют как источник божественной силы - как сама
жизнь. Высший из этих приборов представляет совершенное единство божественной
и материальной частоты - Бога и земли. Мы называем этот мощный проводник
энергии, нагруженный частотой божественной сущности, "Дугой Завета".
Если мы выдадим секрет жезла сыновьям людей, они немедленно употребят его
для причинения вреда друг другу и себе самим. Они не готовы для этого знания
и долго еще не будут готовы. Этот жезл будет вывезен из Египта последним
посвященным, владеющим тайным знанием, вместе с Дугой Завета... Почувствовав
приближение смерти, он уничтожит жезл. Некоторое время Дуга будет продолжать
излучать энергию, которой она была заряжена и непосвященные будут носить ее,
пока не заметят, что у нее нет больше уже никакой силы. Тогда последние
остатки Дуги будут уничтожены. ...Только спустя тысячелетие после этого
воплотится потомок сыновей Бога и откроет эти истины людям, и он же сделает
новый магический жезл."
Дуга Завета Элизабет Хейч, по-видимому, тождественна библейскому Ковчегу
Завета...
В легендах, касающихся посвященных, есть упоминания и о других загадочных
устройствах и предметах с весьма необычными свойствами. Сохранились глухие
предания о камнях, издающих удивительные звуки при ударе (вспомним колоссы
Мемнона), о камнях с эхом, или музыкальных камнях. Черный камень Каабы в
Мекке свято почитается мусульманами всего мира. Согласно преданию, когда-то
он был белым и ярким, а затем почернел от "слез пилигримов и грехов мира".
В книге "Государство" Платон рассказывает о чудесном кольце, которое делает
владельца невидимым, если повернуть его камнем внутрь. Моисей и царь Соломон,
по свидетельству Иосифа, владели такими кольцами. Корнелий Агриппа
утверждает, что Аполлоний сумел продлить себе жизнь до 130 лет при помощи
семи магических колец. Кстати, известный философ и исследователь оккультизма
Элифас Леви сделал попытку вызвать дух Аполлония из Тианы. Однако появившийся
перед ним призрак не выразил желания поделиться своей тайной с
любопытствующим философом.
А как перемещали 40-тонные базальтовые монолиты-стеллы на расстояние более
100 километров коренные жители Америки - древние ольмеки? А как строили
пирамиды?
"...пирамиды скрывают великую тайну. Они, как ничто иное в мире,
свидетельствуют, что мы глубоко заблуждаемся, считая наших предков
"волосатыми, хвостатыми, четвероногими, обитавшими, судя по их привычкам, на
деревьях и жившими в Старом Свете". В действительности наша генеалогия
гораздо более интересна. Наши предки были выдающимся народом; они оставили
нам огромное наследие, которое мы совершенно забыли, особенно с тех пор, как
стали считать себя потомками обезьян." (П.Д. Успенский.)
И, тем не менее, предположения об уровне технических знаний наших далеких
предков носят иной раз совершенно фантастический характер. так, в 1994 году
в журнале "Наука и религия" А. Архипов рассматривал возможность посещения
Луны землянами задолго до нашей эры. При этом автор ссылался на ряд древних
свидетельств и преданий. И, действительно, Плутарх, например, со слов некоего
чужеземца, описывает нечто вроде либрации Луны - легкое покачивание нашего
спутника относительно направления на Землю. "Но подобно тому, как и у нас на
Земле, есть глубокие и обширные заливы... так и на Луне есть углубления и
выемки. Из них самое большое называют жилищем Гекаты... два другие -
длинными, ибо по ним души (умерших землян) переправляются в части Луны то
обращенные к небу, то, наоборот, к Земле".
Кроме того, согласно современным данным, Луна составляет 1/81 часть массы
Земли. Плутарх же по этому поводу сообщает: "Египтяне, помнится, утверждают,
что Луна есть семьдесят вторая доля Земли". Ошибка составляет всего 12
процентов! Неплохо для древних египтян. Описания лунной поверхности очень
похожие на то, что имеет место в действительности, есть у Плутарха, в мифах
племени догонов из Африки, в древнеиндийском эпосе. А вот уже современная
информация: в образцах лунного грунта американские исследователи Л.-А. Хескин,
Б.-Л. Джоллиф и Р.Л. Коротев обнаружили земную глину или что-то очень на нее
похожее.
Как относиться к подобным идеям? Естественно, очень серьезно и с привлечением
для их анализа всего арсенала современной науки.
И будем надеяться на новые находки древних папирусов, манускриптов, рукописей.
А такие надежды есть, несмотря на страшный урон, понесенный древними
библиотеками от варваров всех времен и народов. Вот, например, как пострадала
знаменитая каирская библиотека халифа Мустангира (XI в. н.э.), содержавшая
свыше полутора миллионов редчайших книг и манускриптов. Наука и искусство,
2400 древних списков Корана, словари и художественные произведения, 18 тысяч
книг о магии и обрядах древних народов. Библиотека благополучно
просуществовала до того момента, пока власть в стране не захватил визирь
Насир-ад-Дауля, безграмотный и жестокий. "Редчайшие арабские манускрипты он
выдавал малограмотным головорезам из своей охраны вместо ежемесячной платы.
Из кожаных переплетов они нарезали подметки для своих башмаков, а тексты
выбрасывали. В 1069 году во время волнений, которыми сопровождалось падение
Насир-ад-Дауля, население Каира довершило разгром библиотеки. Попытки спасти
ее предпринял губернатор Каира, купивший оставшиеся книги. Однако, к
несчастью, караван верблюдов, транспортировавший бесценный груз, был ограблен
по пути в Александрию. Часть книг грабители сожгли, а оставшиеся, содрав
кожаные обложки, свалили в кучу прямо в пустыне, где их постепенно занесло
песком. Еще в течение многих лет кочевники называли этот огромный холм
"Тель-эль-кутуб", то есть "Холм книг". (П. Перминов.)
Может быть, мы когда-нибудь обретем некий универсальный метод, позволяющий
воскрешать события далекого прошлого. Многое, неясное для нас сейчас,
станет тогда простым и понятным. Ну, а на сегодняшний день у нас есть
очарование Тайны, которую каждый из нас имеет возможность представлять и разгадывать по-своему.